• -›
  • -›
  • Анатолий Скоромец: наша задача – обеспечить российских потребителей высокотехнологичными маслами

Анатолий Скоромец: наша задача – обеспечить российских потребителей высокотехнологичными маслами

Уверенное первое место 

– Прошедшее десятилетие для российского рынка масел выдалось непростым, но успешным. В середине 2010-х годов объём импорта фасованной продукции составлял свыше 300 тыс. тонн, но уже к 2022 году этот показатель составлял 125 тыс. тонн. Можно ли считать, что зависимость от иностранных поставщиков сокращается?  

– Да, действительно, еще десять лет назад в премиальном сегменте отечественного рынка преобладали масла крупных зарубежных производителей, их названия известны всем автолюбителям. На сегодняшний день доля иностранных брендов в розничных продажах моторных масел в России снизилась в два раза, при этом спрос на данный вид продукции стабилен и даже демонстрирует рост.  

Если говорить про емкость рынка масел в целом, то на сегодняшний день это порядка 1,6 млн тонн в год. Однако за последние 1,5 года существенно изменилась структура предложения – ряд зарубежных игроков ушли из России, освободившиеся ниши заняли российские производители и компании из ОАЭ, Турции и других стран. Фактически покупатель не почувствовал дефицита в ассортименте, но столкнулся с проблемой выбора, т.к. многие новые бренды ему пока не известны. Кроме того, сохранился риск приобрести контрафактную продукцию – на рынке присутствуют масла сомнительного качества, замаскированные под известные товарные знаки.      

В этих условиях мы видим изменение предпочтений клиентов – все больше автолюбителей и транспортных компаний делают выбор в пользу российских масел, причем в первую очередь под брендами именно нефтяных компаний. Объяснение тут простое – это доверие потребителей к качеству продукции крупных производителей, которые полностью контролируют производственный процесс, используют собственное сырье, а не полагаются на внешних подрядчиков или поставщиков. Если перевести это в цифры, то сейчас на внутреннем рынке фасованные моторные, трансмиссионные и гидравлические масла под знаком «Сделано в России» занимают более 80%, из них чуть более 27% составляют масла под нашими брендами G-Energy и Gazpromneft, а это каждая четвертая канистра в стране. У других крупных российских игроков сопоставимые результаты.

– У российских потребителей промышленных масел спрос на отечественную продукцию также вырос?

– Конечно. Российской экономике нужны высокотехнологичные масла, которые используются в сложном индустриальном оборудовании. Например, это такие стратегически важные отрасли, как энергетика, металлургия, добывающая и перерабатывающая промышленности. Везде применяется наша продукция, тем более что в продуктовом портфеле «Газпром нефти» свыше 300 индустриальных масел в 23 сегментах. Это достаточно диверсифицированный ассортимент, но мы продолжаем искать новые направления. В планах выпуск специализированных товаров для металлургов, в частности – негорючих гидравлических смазок для прокатных станов, а также компрессорных и редукторных масел на основе полиальфаолефинов. Кроме того, мы уже разрабатываем специализированные масла для производителей минеральных удобрений.

Горизонт применения специализированных масел – широкий и перспективный: еще не все сегменты рынка освоены, есть масса небольших, но довольно емких секторов. К примеру, информационно-коммуникационные технологии – специально под запрос российских производителей мы создали масла для охлаждения электронных компонентов супер-ЭВМ и нейрокомпьютеров. Так что мы готовы к сотрудничеству и созданию масел с учетом потребностей клиентов и условий эксплуатации техники – температуры, давления, географических широт и так далее.

– Продолжая тему индустриальных и специализированных смазочных материалов, хотелось бы поговорить о буровых маслах. Как развивается это направление? Насколько эта продукция важна для стабильной работы компаний нефтегазового сектора?

– Область применения такой продукции, а именно строительство скважин на нефтяных и газовых месторождениях, подчеркивает их стратегическую значимость. Качественные буровые растворы выполняют сразу несколько важнейших функций: смазывают и охлаждают долото буровых установок, компенсируют колоссальное пластовое давление на глубине и укрепляют стенки скважин. Еще очень важный нюанс – подбор буровых растворов всегда осуществляется индивидуально для каждой скважины в зависимости от геологического строения пласта, а также его физических и химических свойств. Если вернуться на 10-15 летназад , то в этой сфере доминирующую позицию занимала иностранная продукция. Само собой, такая зависимость несла риски для всей отрасли, так как без буровых растворов фактически невозможна ни геологоразведка, ни добыча углеводородов.

Начиная с 2017 года мы активно работаем в этом направлении и развиваем линейку собственных основ для буровых растворов, полностью отказавшись от использования иностранных компонентов в технологической цепочке производства этой продукции. Наши масла успешно применяются при строительстве скважин не только на месторождениях предприятий Группы «Газпром», но и другими участниками нефтегазодобывающей отрасли страны. Ключевым фактором такого доверия стала уникальная рецептура наших буровых основ и высокие эксплуатационные свойства. Благодаря устойчивости к низким температурам они применяются на большинстве добывающих промыслов по всей стране, включая месторождения в арктических регионах, где температура достигает минус 50 °C!

– Помимо буровых масел, какие еще смазочные материалы вашего производства применяются в периметре «Газпрома»?

Ассортимент смазочных материалов «Газпром нефти» превышает тысячу наименований продукции, что позволяет нам закрывать потребности клиентов в любой из производственных областей. Помимо тех же буровых растворов, мы поставляем предприятиям Группы «Газпром» широкую линейку автомобильных, индустриальных и судовых масел. Кроме того, у нас есть опыт разработки и производства смазочных материалов для газовых и паровых турбин. Это действительно уникальный продукт, который выдерживает высокие обороты и температуру. Учитывая растущую емкость внутреннего рынка турбинных масел – порядка 4 тыс. тонн в год, мы планируем расширять выпуск данной продукции.

Еще один пример – в российских регионах ставится все больше пассажирского и грузового транспорта на метане. Для такой техники необходимо моторное масло, спецификация которого отлична от спецификации бензиновых или дизельных двигателей. Мы выпускаем и поставляем такие масла.     

– Многие эксперты говорят, что сейчас время возможностей и важно их правильно использовать. Это применимо и для рынка масел. За счет чего вам удалось укрепить свои позиции?

– Рост ассортимента и объема выпуска масел был бы невозможен без стратегии развития бизнеса. Поэтому мы системно совершенствуем технологии, модернизируем производство и строим новые комплексы, внедряем цифровые инструменты на всем жизненном цикле смазочных материалов – от разработки рецептуры до применения масла в двигателях. Для реализации готовой продукции развиваем логистику и каналы продаж, активно используем новые площадки для работы с клиентами. Уделяем пристальное внимание инновациям: в прошлом году мы открыли собственный Научно-исследовательский центр, специалисты которого за два месяца могут создать эффективный состав будущего продукта и отправить его в производство. Раньше на решение этой задачи уходило от полугода и больше.

Все это позволяет нам быстро реагировать на любые рыночные изменения, наращивать выпуск продукции и обеспечивать партнеров современными цифровыми сервисами. В результате в этом году наша компания в числе лидеров по росту объемов продаж премиальной продукции: за первые девять месяцев «Газпромнефть-СМ» увеличила свою долю на рынке фасованных масел на 4%.


«Синтетика» определяет будущее рынка

– С момента начала выпуска автомобильных масел под брендами G-Energy и Gazpromneft прошло больше десяти лет. Это значительный срок, за это время автопарк в России заметно обновился: появились новые двигатели и трансмиссии. Изменились требования к маслам? Как это повлияло на структуру производства и потребления смазочных материалов?

– Автомобильный рынок очень динамичный – внедряются новые технологии, пересматривается подход применения привычных узлов и агрегатов. Двигатели становятся более эффективными, выдают больший КПД при общем снижении рабочего объема. Соответственно, для таких двигателей нужны новые масла, обладающие расширенным набором характеристик. В их числе – работа в широком диапазоне температур, снижение образования нагара, увеличенный межсервисный интервал.

Для выпуска современных и перспективных масел необходима основа – так называемые базовые масла II-V групп: простыми словами, это «синтетика». Этот термин давно на слуху, все автопроизводители рекомендуют использовать масла с более сложной формулой. Как следствие, растет спрос на такие смазочные материалы и внутри России, и в других странах. Задача отрасли – обеспечить производство этой основы, тем более что, по оценке участников рынка, к 2030 году потребление масел II и III групп в мире вырастет с 20 млн до 23–25 млн тонн, масел IV и V групп – с 4,5–4,7 млн до 6 млн тонн в год.

– Возможно ли, что на фоне таких тенденций первая группа масел вовсе исчезнет из производства за ненадобностью?

– Индустриальное развитие промышленности не останавливается, автомобили и механизмы есть и будут, причем разного поколения. Все это говорит нам о том, что ответ на этот вопрос не такой однозначный и может формулироваться по-другому.

Например, так: можно ли перейти на чистую синтетику? Можно. Но, сохраняя индивидуальный подход к потребителю, мы понимаем, что есть большая доля рынка, которому необходимы те же минеральные масла. Поэтому для нас главное – создать продукт с максимально возможными эксплуатационными и экологическими характеристиками и правильным балансом компонентов.

– Можно будет говорить о производстве всех групп масел?

– Мы уже производим продукцию из всех групп масел, наши мощности ориентированы на запрос потребителей и бизнеса. Сейчас востребованы высокотехнологичные масла, которые не просто служат для смазки деталей, но и выступают защитным механизмом в сложных системах. Основа этой продукции – базовые синтетические масла II и III групп. Спрос на них будет только расти. Он связан с активным увеличением доли автомобилей азиатских производителей, которые требуют применения моторных масел таких уровней спецификаций, как API SN и SP.

Понимая это, мы заранее формировали стратегию развития собственного производства. Следствие этой работы – новый комплекс гидроизодепарафинизации для выработки синтетических базовых масел на омской производственной площадке. Сейчас это лучшая в мире установка такого рода. Мощность комплекса – 220 тыс. тонн в год, с возможностью увеличения до 300 тысяч. Крупнейшее в России производство компонентов для высокотехнологичных синтетических масел, которое позволит отказаться от использования импортной базы и обеспечить российский рынок современными смазочными материалами, созданными полностью на отечественной основе.

Если говорить о продукции на основе базовых масел IV и V групп, то «Газпромнефть-СМ» ее также производит. Это преимущественно индустриальный сегмент, в первую очередь специализированные компрессорные и низкотемпературные гидравлические масла, пластичные смазки, а также моторные и трансмиссионные масла с улучшенными низкотемпературными свойствами. У нас есть собственное производство сложных эфиров, которые активно применяются в составе авиационных, гидравлических масел.

– С рынка ушли не только поставщики масел, но и крупные производители присадок. Как с ними складывается ситуация?

– Такой сценарий исключать было нельзя, и поэтому еще пять лет назад «Газпромнефть-СМ» обеспечила себя альтернативными поставщиками компонентов. Наши специалисты нашли мировых производителей присадок и их пакетов в Азиатско-Тихоокеанском регионе – в основном в Китае и Индии. Представители российской промышленности в 2022 году очень переживали, как будут вести себя наши масла на китайских присадках. Но время китайских кустарных продуктов прошло: сегодня это продукция мирового уровня, обеспечивающая автомобилям больший пробег, лучшую защиту и экологические свойства.

Присадки прошли испытания в международных сертифицированных лабораториях и подтвердили соответствие всем стандартам в эксплуатационных тестах техники мировых производителей. Несмотря на мировое признание, прежде чем взять в производство эти компоненты, мы дополнительно изучали продукцию на протяжении нескольких лет. Полномасштабные испытания образцов в независимых испытательных центрах и на базе нашего Научно-исследовательского центра подтвердили высокие эксплуатационные характеристики.

При этом выпуск собственных присадок – приоритет и задача, которую необходимо решать. Сейчас на Омском заводе смазочных материалов идет модернизация сульфонатного производства, причем без остановки действующей установки. Сульфонаты – это треть любого пакета присадок для моторных, индустриальных и судовых масел. А на российском рынке доля этого компонента иностранного производства составляет сегодня 60-80%. В 2024 году мы полностью введем в эксплуатацию обновленный комплекс. Рассчитываем закрыть не только свои потребности в высокотехнологичных присадках, но и обеспечить ими других отечественных производителей смазочных материалов.

Новый стандарт

– Как была адаптирована продуктовая линейка к новым условиям, в которых невозможно получить одобрение многих производителей техники?

– Все российские производители столкнулись с ситуацией, когда ни у кого нет официальных одобрений (ОЕМ) от производителей автотранспорта и промышленного оборудования из недружественных стран. Сроки действия полученных одобрений ОЕМ пока не закончились, но и продлить их невозможно. При этом вся продукция качественная, зачастую лучше иностранных аналогов. Но сразу успокою: на использовании в России отечественных смазочных материалов это никак не отражается.

За 15 лет работы на рынке масел «Газпромнефть – смазочные материалы» накопила собственную уникальную экспертизу, в том числе опыт участия в разработке новых международных отраслевых стандартов совместно с мировыми производителями техники. Эти компетенции могут стать основополагающей базой в создании аутентичных российских стандартов качества высокотехнологичных масел. Разработка альтернативной сертификации смазочных материалов в России позволит совершенствовать контроль качества производимой продукции и повысит доверие клиентов к отечественным маслам.  

– Какую роль в развитии играют цифровые инструменты?

– У нас есть несколько десятков цифровых продуктов и технологий, над которыми мы работаем. Например, «Алхимик» – цифровой сервис по созданию многокомпонентных рецептур моторных, трансмиссионных и гидравлических масел. Это полностью российская разработка, которая с помощью машинного обучения сопоставляет набор эксплуатационных характеристик с накопленной исследовательской базой. В результате мы получаем оптимальную формулу в кратчайшие сроки для самых сложных специализированных продуктов: турбинные масла для атомных ледоколов самого последнего поколения, моторные – для самых быстрых багги в мире, гидравлические – для крупнейших в мире карьерных самосвалов.

Кроме того, цифровые сервисы помогают увеличивать круг потребителей нашей продукции – как обычных автолюбителей, так и владельцев коммерческой техники. Сегодня им мало получить только продукт – канистру или бочку масла. Необходима сервисная составляющая, так как именно от нее напрямую зависят срок службы и работа узлов любой машины.

Например, при регулярном анализе состояния автопарка и современном подходе применения смазочных материалов предприятия могут сократить количество технических обслуживаний в жизненном цикле автомобиля и избежать непредвиденных ремонтов. Это позволяет в значительной степени минимизировать расходы, а также снизить время простоя транспорта. В большинстве отраслей час бездействия машины приносит ощутимые финансовые потери, так что экономия получается более чем весомой. Поэтому поставщики должны не просто гарантировать высокое качество продукции. Они должны предвидеть время безостановочной работы механизма. Любая остановка – это потерянные средства.

Для этого мы разработали и единственные на рынке предлагаем уникальный в России цифровой сервис G-Lab. Это инструмент предиктивной диагностики на базе технологии искусственного интеллекта. С помощью мобильной лаборатории берется проба масла, затем она анализируется по 24 параметрам. Всего за полчаса наши эксперты могут дать заключение не только о состоянии смазочного материала, но и самого оборудования. Это кратно снижает риск остановок техники и внеплановых ремонтов. Сервис уже успешно зарекомендовал себя у крупнейших промышленников.

В сотрудничестве с ключевыми предприятиями страны внедряются операционные изменения и цифровые сервисы в процесс заказа продукции, оплаты, сопровождения клиента, постпродажного обслуживания и технической поддержки.

Наша задача – не просто точечное внедрение сервисов или продуктов. Мы создаем экосистему: от разработки рецептур и автоматизации производственных площадок – до расчёта логистических маршрутов и реализации готовой продукции по всему миру через цифровые личные кабинеты.